Работа в группах компенсирующей направленности

В соответствие с Приказом Управления образования г. Таганрога №908  от 23.07.2019 г. «Об определении количества и направленности групп муниципальных образовательных учреждений города Таганрога на 2019-2020 учебный год» в МБДОУ д/с№ 43 функционирует 8 групп, из них:

  • пять  групп общеобразовательной направленности и три  группы компенсирующей направленности,   из них
    2 группы для детей с  нарушениями  опорно-двигательного аппарата (НОДА);

 

В МБДОУ д/с№43  дети  направляются  городской психолого-медико-педагогической  комиссией (ПМПК).

 

Все воспитанники групп компенсирующей  направленности  имеют проблемы физического развития, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

В группах компенсирующей направленности реализуется Адаптированная  основная образовательная программа, разработанная в соответствии с Федеральным государственным стандартом  дошкольного образования с учетом принципов общей и коррекционной педагогики, на основе  Основной образовательной программы МБДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А.Васильевой.

 

Содержание коррекционной работы строится на основе специальных  психолого - педагогических  подходов, программ и технологий: 

  • Примерная Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией Л.В. Лопатиной
  • «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушении опорно-двигательного аппарата) под редакцией О.В.Козыревой 
  • «Двигательный игротренинг для дошкольников» под редакцией  А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой;
  • «Фитнес-Данс лечебно-профилактический танец» под редакцией Ж.Е. Фирилевой , Е.Г,Сайкиной;
  • «Программа логопедической работы  по преодолению фонетико-фонематических недоразвития у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
  • «Программа обучения детей с недоразвитием  фонетического строя речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше;
  • «Программа логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой  

 

 Деятельность системы направлена на:

  • создание специфической предметно – пространственной среды,
  • подбора здоровье сберегающих образовательных технологий,
  • особого ритма детской жизнедеятельности,
  • специальных  социальных и санитарно – гигиенических условий.  

 

С учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ созданы необходимые условия:

  • соблюдение безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
  • соблюдение ортопедического режима;
  • соблюдение рекомендаций лечащего врача по определению режима нагрузки, организации образовательного процесса (определение режима дня, режима ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение динамических пауз, физразгрузки);
  • организация коррекционно-развивающих занятий  по коррекции нарушений психических функций;
  • осуществление работы  по формированию  навыков самообслуживания  и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
  • оказание логопедической помощи по коррекции  речевых нарушений;
  • подбор мебели в соответствии с потребностями детей;
  • проведение целенаправленной работы с родителями  воспитанников с ОВЗ, обучение доступным приемам  коррекционно-развивающей работы;
  • организация  систематического, непрерывного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Целью нашей системы  является создание необходимых условий развития детей с ограниченными возможностями на основе своевременной и всесторонней коррекции имеющихся нарушений и актуализации реабилитационного потенциала каждого ребенка.

      Для проведения эффективной  коррекционной работы, разработана модель взаимодействия педагогов и специалистов, куда входят:

  • медсестра,
  • инструктор по физической культуре ,
  • учитель-логопед
  • педагог-психолог,
  • воспитатели,
  • музыкальный руководитель.

 

Работа проводится в тесном контакте, согласно рекомендациям специалистов психолого-медико - педагогической комиссии (ПМПК)  которые дают сведения об индивидуальных особенностях детей, о коррекционно – развивающих задачах и о возможных противопоказаниях к занятиям тем или иным видам упражнений.  

 

Целью Психолого-медико–педагогического консилиума (ПМПк)  является обеспечение диагностико – коррекционного, психолого -  педагогического сопровождения воспитанников с нарушениями опорно – двигательного аппарата  (НОДА), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и согласно их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Задача ПМПк заключается в разработке индивидуальных программ для детей для реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, с учетом индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида (ИПРА).

 

По данным индивидуальных карт развития прослеживается динамика и эффективность коррекционной работы у детей со сложной структурой нарушений здоровья. Обязательным условием реализации индивидуальных программ является диагностика состояния здоровья детей. Диагностика используется для оценки исходного уровня развития дошкольников с тем, чтобы определить для каждого из них оптимальную и  «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков.

 

ПМПк формирует систему мониторинга развития детей, проводит углубленную диагностику, изучая детей в процессе обучения и воспитания включая промежуточную и заключительную диагностику.

 

Воспитатели, основываясь на аналитические справки комиссии, организуют коррекционно - развивающую  работу в группах.

 

Отработана четкая система методической работы: консультации, семинары, педсоветы, открытые показы для обмена опытом, повышает компетентность и профессионализм сотрудников МДОУ в области коррекционной педагогики, психологии.

 

В МБДОУ создана материально – техническая база для физического развития и оздоровления детей. Вся макро– и микросреда наполнена оборудованием, пособиями, инвентарем коррекционного содержания.

 К  макросреде дошкольного учреждения относятся:

  • физкультурный зал;
  • музыкальный зал
  • кабинет педагога- психолога;
  • кабинет учителя-логопеда;
  • медицинский кабинет;
  • игровые площадки групп.

 

Микросреда  групп делится на несколько центров, способствующих комплексной коррекции нарушений и развитию детей.

 

Микросреда дошкольного учреждения включает:

  • двигательные центры групп;
  • детские игровые центры;
  • центр сенсомоторного развития детей;
  • лого – центр,  коррекция речевого развития
  • центры художественно – творческого развития детей;
  • центр коррекционных игр и игрушек;
  • центр видео-, фоно – и аудиотеки, ИКТ.

 

В МБДОУ организованы разнообразные формы работы с детьми, направленные на реализацию оздоровительных  и коррекционных задач:

  1. Утренняя гимнастика
  2. Физкультурные занятия
  3. Оздоровительная  ходьба
  4. Гимнастика пробуждение после дневного сна
  5. Прогулки, экскурсии
  6. Индивидуальная коррегирующая гимнастика
  7. Закаливание
  8. Динамические паузы
  9. Физические минутки
  10. Реалаксация, «антигравитационная разгрузка»
  11. Гимнастика для глаз
  12. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая  гимнастика
  13. Логоритмика
  14. Игроритмика
  15. Фитболгимнастика
  16. Подвижные игры и  физические упражнения на  воздухе
  17. Спортивные игры
  18. Физкультурные досуги и праздники
  19. Дни здоровья
  20. Дни открытых дверей

                  

Вся работа построена таким образом, чтобы коррекция и компенсация  осуществлялась не навязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые наиболее привлекательны для дошкольников, в форме игр и специальных упражнений на развитие мелкой и общей моторики, координации и пластичности движений.

    

Общая физическая нагрузка легко регулируется:  отдельные упражнения дозируются с учетом диагнозов детей и рекомендаций специалистов, комплексы упражнений составляются с учетом их доступности для всех детей и с чередованием нагрузки на различные группы мышц.

  

Эффективные  формы оздоровительной работы  создают необходимый двигательный режим и положительный эмоциональный настрой для детей с нарушением  опорно – двигательного аппарата и нарушениями речи..