Профстандарты
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональные стандарты непедагогических работников
Как применять профессиональные стандарты?
Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приеме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.
Минтруд России может установить иной срок начала применения.
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Для внедрения профессиональных стандартов:
- Издается Приказ о создании рабочей группы;
- Разработан План по организации применения профессиональных стандартов. План согласуется с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.
План включает:
- список профессиональных стандартов, которые будут применяться;
- сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав; - сведения о мероприятиях по образованию и обучению;
- этапы применения профстандартов;
- перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.
Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
№ |
Наименование Профстандарта |
Возможные наименования должностей |
Утверждающий документ |
Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт* |
1 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Воспитатель; Учитель. |
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н |
1 января 2017 г.** |
2 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Психолог; Педагог-психолог; Психолог образовательной организации. |
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н |
1 января 2017 г. |
3 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования; Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Преподаватель; Методист; Педагог-организатор. |
Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н |
1 января 2017 г. |
* Вопросы апробации Профстандартов в пилотных регионах регулируются приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
**Дата определена в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н .