Служба ранней помощи
Показатели развития речи детей раннего возраста
16
января
2024
Параметры |
От 1 года до 1г 3м |
От 1г 3м до 1г 6м |
Понимание |
Название знакомых игрушек, окружающих предметов, знание имен близких, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций. • Показ частей лица у человека и игрушек (образ). • Выполнение 1-2-х поручений , связанных со знакомыми действиями: принести, найти, показать. • Игры в «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.п. • Рассматривание картинок в книжке (узнавание). • Слушание. |
Показ части тела по просьбе взрослого. • Обобщение по внешнему виду игрушек, предметов, независимо от размера, цвета (показ на них по просьбе взрослого) • Увеличение понятийного словаря - понимание смысла многих предложений. • Выполнение знакомых бытовых действий по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.). |
Активная речь |
N-до 20 облегченных слов • Произнесение простых слов, соотнесение их с предметами, действиями. • Употребление слов (в инд. произношении): - в момент радости; - при удивлении, констатируя знакомые явления; - в процессе двигательной активности; - по подражанию; - по просьбе взрослого; - в процессе своих игровых действий. • Продолжение произношения лепетных звуков. • Имитация звуков (слов) по просьбе взрослого («лает», «гудит», «пищит»). |
N-до 40 облегченных слов • Произнесение простых слов (правильно и индивидуально облегченно). • Использование слов в моменты особой заинтересованности. • Ответ на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке). • Стремление связать два слова в предложение. • Легкое подражание часто слышимым словам, фразам взрослого. • Сопровождение речи мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющих значение дополнительного слова). |
Параметры |
От 1г 6мдо 1г 9м |
От 1г 9м до 2-х лет |
Понимание |
Понимание несложный сюжет на картинке. • Ответ на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?». • Выполнение (запоминание) два поручения (возьми и поставь и др.). • Понимание несложного рассказа со знакомыми событиями. |
Понимание коротких рассказов (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке и т.п.) • Выполнение до трех поручений (возьми, отнеси, положи). • По просьбе взрослого «жалеет», «помогает» • Знание (показ) названия частей лица (губы, зубы, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина). |
Активная речь |
Использование предложения из двух слов (при общении со взрослыми, просьбе, в играх) • Называние словом своих или чьих-то действий. • Договаривание последних слов знакомых стихов, песенок. |
N-до200-300 разнопроизносимых слов • Использование предложения из 2-3-х слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. • Оформленные фразы. • Начинается употребление прилагательных и местоимений, предлогов, наречий. • Возможно называние себя в третьем лице. • Договаривание четверостишия в знакомых стихах, подпевание. • Рассказ в2-3-х предложениях, увиденного в данный момент. • Задавание вопросов. • Называние предметов на картинке (по просьбе взрослого, самостоятельно в комментарии). • Замена облегченных слов правильными. • Оценивание себя: «хороший», «большой», «красивый». · Говорение: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в инд. произношении. |
Параметры |
От 2-х лет до 2л 6м |
От 2л 6м до 3-х лет |
Понимание |
Понимание рассказа взрослого
|
• Интерес к разговорам взрослых. · Длительное слушание сказок, читаемых, рассказываемых или записанных на аудиокассетах. |
Активная речь |
Обозначение себя: «Я», «Я сам». • Называние себя именем полюбившегося персонажа. • Использование предложения из3-х и более слов. • Вопросы «Где?», «Куда?» и др. • Ответ на вопросы по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «что делает?». Показ движений, как делает персонаж. Легкое подражание незнакомым словам. • Повторение за взрослыми слов из знакомых сказок. • Знание названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды. • Рассказ по картинке (в 2-3-х предложениях) • Ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно) • Знание (и называние) имен близких, знакомых. • Разговор со сверстниками во время игр (речевые диалоги) • Подражание другим детям. |
N- до 1500 произносимых слов • Произнесение сложных предложений при общении • Использование слов при выражении желаний, чувств, впечатлений. • Фразы простые, грамматически оформленные. • Появляются придаточные предложения • Слова изменяются по числам и падежам. • Появляются познавательные вопросы «Где, куда, почему, когда?» и др. • Легкий повтор незнакомых слов, фраз. • Быстрое разучивание стихов, песен, отрывков из сказок. • Правильное произношение гласных и простых согласных. • Появление словотворчества, склонности к рифмовке. • Вступление в речевые диалоги • Ответы на вопросы по сюжетной картинке. • Называние по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и др. • Интонационное оформление. • Собственное высказывание о книжке, событии, доказательство, додумывание. • Знание ФИ, возраста, половой принадлежности, названия и назначения частей тела. • Использование ролевой речи. • Узнавание целого по детали, правого и левого, много и мало, чисел 1, 2, 3, обобщение предметов по свойствам. • Называние себя в 1-м лице – Я. |