Безопасность
Памятка-рекомендация по организации и проведению работы в летний оздоровительный период в ДОО
8
июля
2020
Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления решаются задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
- Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
- Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе.
Напоминаем, что при проведении летней оздоровительной кампании в учреждении дошкольного образования должны быть:
Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели).
ВНИМАНИЕ! Вся мебель должна быть закреплена! Обратить внимание на порядок во всех шкафах (санитария, ножницы, скрепки, клей и т.д.) и всех доступных для детей мест (опасные предметы!). Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне, умывальной размещаются в соответствие с санитарными правилами на расстоянии 0,8-1,2м от пола.! В каждой группе должна быть схема закрепление рассадки воспитанников.
Туалетные помещения. Полотенца должны соответствовать количеству детей в группе на сегодня и сменяться по мере загрязнения. Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства должны находиться в специальных закрывающихся шкафах.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убирать сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, организовывать игры с водой. Напоминаем, что игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения.
Песочницы должны быть с крышками, отремонтированные (внимание гвозди!). Обеспечить ежедневный полив песка и территории (следить за исправностью поливочной системы). Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен.При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка.
Распорядки дня должны соответствовать возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядки в течение лета меняются в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества). Необходимо обратить внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приемами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3,5-4ч. Время выдачи пищи (по графику) и время приема пищи (по распорядку) не должны совпадать (интервал 5-10 мин.).
Планирование работы учреждения дошкольного образования в период летних каникул является частью годового плана учреждения дошкольного образования на учебный год. Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- Совместная деятельность (включенность педагога в деятельность наравне с детьми);
- Самостоятельная деятельность (свободное общение и перемещение детей во время деятельности);
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки - хлопков, притопов, щелчков и т.п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора.
Питание в группах. Чистящие и моющие средства хранить в недоступном для детей месте. Больше внимание следует уделять сервировке стола, правильности раздачи и подачи блюд (постепенность).
Напоминаем, что питьевой режим организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов и использованных.
Пересмотреть виды закаливания с учетом сезона, возраста, состояния здоровья детей, с соблюдением методики проведения. Необходимо всем четко называть систему закаливания: и педагогам и администрации. Определиться: гигиеническое мытье ног, купание – у вас в учреждении является, как закаливающая (постоянно организуется, используется контраст температур) или, как гигиеническая процедура проводится.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин - 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- многократное умывание в течение дня;
- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);